Пересмотрел тут на днях всем известный и многими любимый фильм «Гений» 1991 года. Всегда казалось, что это фильм про скромного, интеллигентного и талантливого инженера, талант которого не пригодился стране, из-за чего он был вынужден встать на преступный путь. Типа, не мы такие - жизнь такая. Но давайте копнем персонажей поглубже. Начинается фильм с того, что подельники главного героя встречают на рынке мерзкого, а потому и очень правдоподобного хачика, который торгует цветами. И это довольно странно, ведь в конце фильма этот же хачик сидит рядом с главным мафиози на его даче. Сомнительно, что настолько приближенные к воротилам преступного мира люди в свободное время стоят на рынке, слюнявят пальцы и лично впаривают гладиолусы. Далее эти же соучастники привозят этому торгашу 6 спутниковых тарелок и садятся проверять, «шоб никакой фокус не был э!». Тест первой тарелки занимает 40 секунд экранного времени, но за последующие 4 все успевают нажраться вхламину и уснуть. После обнаружения подставы чурка бежит в милицию, что для приближенных к преступным кругам - тот еще зашквар. Следующая сцена: наш гений сталкивается в парикмахерской со своей пассией, 31-летней «студенткой», о которой не знает ничего, но все равно сохнет от ее дешевого макияжа и короткой юбки. Но стесняется подойти. Ну знаете, чиновников по телефону шантажировать - это одно, а тут стесняшки. Из диалога студентки-Насти с парикмахершой мы узнаем, что он заведует овощным рынком на Кировском. Должность, представляется, весьма прибыльная, но, тем не менее, он все равно промышляет мошенничеством, а стало быть - наш герой жаден. Подруга рассказывает, что у него тачка, квартира, а в квартире электроника и 20й век фокс. Не знаю, как у вас, я у своей парикмахерши стригусь лет 8, но что-то в гости пока так и не позвал. Далее она рассказывает, что он платит ей 50 рубасов за стрижку, 25 за укладку, стрижется раз в неделю и укладывается раз в два дня. Итого 575 рублей в месяц на прическу. Фильм снимался летом 1991 года, выходит, на тот момент это было больше средней месячной зарплаты. Выходит, наш герой еще и нарцисс. Примечательно, что сцена снята на Каменноостровском 11, и сейчас в этом доме сейчас действительно есть парикмахерская «Мадам Жу-Жу». Далее нам раскрывается суть гениальности главного героя. Он записывает на скрытую камеру утехи разных обеспеченных людей, после чего звонит им домой и своим же голосом шантажирует. Гениально! Просто спецназ нравов - сам-то без греха типа. Его подельник тем временем дает в жбан мелкому Настиному брату, за то, что тот не принял цветы, из-за чего она ссорится с родителями, уходит из дома и приезжает на днюху к гению Сергею. Квартира богато обставлена - красные обои как у Шпака, какие-то картины в золотых рамах, непонятные статуи - полная порнуха короче. Темнеет, и он просит того самого подельника, из-за которого Настю выгнали из дома, отвезти ее домой. Логика! Но тот уже пьян, и Сергею приходится самому. Сергей еще не в курсе, что в СПб разводят мосты, знает только, когда сводят, поэтому далее идут какие-то странные сцены, типа - мы молчим спиной друг к другу, я воняю на тебя сигаретой и интеллигентно выкидываю хабец в реку. А еще у меня есть дочь. Мосты сводят и он опять спрашивает её - домой ли? На что она снова пожимает плечами. В итоге до гения наконец-то дохоооодит, и он везет ее к себе. Любишь кататься, люби и.. ну вы поняли. Затем следует одна из самых романтичных сцен в истории кинематографа. 40-летний заведующий овощным рынком сталкерит студентку, после чего подкатывает на своей девятине с мятым крылом и зажатым под капотом веником. Я прям слезу умиления пустил. Жаль тачка битая, но извиняйте, все деньги на прическу ушли. На вопрос возлюбленной, все ли заработано честным путем он уверенно отвечает да - кроме сейфа рабочего. Отношения, построенные на лжи - это верный путь. Время для очередного гениального хода - он со скандалом выгоняет члена своей преступной группы за то, что тот обвесил пару клуш на рынке и назвал его тёлку тёлкой. Человека, который в курсе его дел, который рисковал своей жопой в его аферах, который зарабатывал для него большие деньги и который в принципе скользкий тип, от которого непонятно что ждать. Тем временем, студентка быстро вошла во вкус, мгновенно научилась ездить на его тачке и расплачиваться богатыми купюрами за стрижку. Но недолго счастье длилось - бывший подельник сдал гения криминальному авторитету, который похитил его дочь и стал требовать 900 тысяч рублей за аферу с тарелками. Срок - неделя. Тут я потратил довольно много времени, разбираясь в перипетиях советской экономики, потому как инфляция была конской, а официальные цены не особо соответствовали реальным. Так, его ваз-2109 на 1 января 1991 официально стоил 8900 рублей, но в фильме он говорит, что продать машину быстро сможет тысяч за 50. И все же я нашел свидетельства, что примерно так она и стоила на реальном рынке. Надо искать деньги, получается! Буквально за вечерок он находит новую жертву, устраивает скрытую съемку его гейских похождений (кстати, а ты сам как узнал?), делает закладку капсулы на вокзале, создает ракету для отвлечения внимания тупорылых копов, короче - продуктивный парень, не то, что я. И все ради 50 тысяч рублей из недостающих 600. Но все было зря - мерзкие полицаи подсунули бумажки вместо денег, которые он, как настоящий интеллигент, просто раскидывает из окна машины в центре города. Дворники уберут. Что ж, надеюсь наш гений хотя бы не ссыт по подворотням. Судя по всему, оставшиеся дни он стоял на рынке и весьма успешно торговал своими картинами и статуями, потому что успел продать всех своих мраморных ангелочков - весьма ходовой товар на фоне развала страны. И в итоге ему не хватает всего 25 тысяч, которые с радостью готовы дать нищие родители его новой подружки - подумаешь, зарплата за 5 лет - доча просит. Получив требуемую сумму, криминальный авторитет говорит, что теперь ему надо еще 100 тысяч долларов, и это будет справедливо. Тут надо отдать должное Смоктуновскому - такую мразь сыграл, я бы его лично забил до смерти, впрочем, как и всю его банду, потому что набрали туда каких-то тощих додиков. А тем временем похищают Настю, ведь ее гениально взяли на стрелку и попросили подождать снаружи. В итоге наш герой решает обратиться в глупую милицию, которая находит 100к баксов рили квик и устраивает слешшшку взамен на чистосердечное признание. Когда Сергей садится в машину бандосов, один из мордоворотов говорит ему: - если с бабками все в порядке - получишь своих девок, Принц свое слово держит. Тут я прям проорал - действительно, всё доселе только на это-то и указывало. Видимо, поэтому, получив деньги, Принц начал говорить: вот что еще ты должен сделать. Исключительно порядочный чел, его слово - жидкий бетон. Вообще, это гений номер два в фильме. Ибо требовать у человека то, чего у него нет - это уже умно. Получив, что просил, требовать что-то опять - это справедливо. А получить еще 100к баксов, найденных за один день, и не повести ухом - это воистину гениальность и воровская интуиция. Короче, для криминального авторитета - герой максимально тупой и отбитый, такие в те годы долго не жили. Особенно мне нравится его удивление в финале - «Предал, папа?». Лол, чтобы предать, нужно для начала стать верным, а если ты потерял берега, так какие вопросы. Простые истины, казалось бы. Заканчивается фильм тем, что герои уходят восвояси, потому как признание гения было написано исчезающими чернилами. А менты, разумеется, слишком тупы, чтобы вернуть все взад в лаборатории. Ведь он даже образец ручки им подарил! Я вот, например, с детства знаю, что можно написать невидимое письмо лимонным соком, а затем нагреть его, чтоб проявились буквы, но менты такие тупые, да. Что имеем в сухом остатке: главный протагонист - довольно примитивный мошенник, копающийся в чужом грязном белье с целью шантажа. Пижон без капли вкуса, который ходит в белоснежном костюме и следит за каждой волосинкой - но для кого? Ведь он боится подойти даже к какой-то там студентке. Весь его гений заключается в создании антенны, передающей видеосигнал в дом напротив, хотя в этом нет никакого смысла, и более того, ставит под угрозу всю операцию, пойди дождь или что-нибудь еще не так. Но у нас в России почему-то любят романтизировать бандитов, воров и уголовников, как и показывать некомпетентность милиции. Сам Абдулов по уровню деревянности чуть не дотягивает до Вдовиченкова - иногда проскальзывает ухмылка или чуть вздымаются брови, но это и вся палитра эмоций. Композитор - бездельник, оператор - халявщик, постановщик - так себе, основная палитра фильма - бледно-бежевый и бледно-зеленый. Сцену задержания и то, как бойцы держат автомат вообще смотреть больно. Отдельный привет хочется передать умнику, который решил вставить пикающий звук на протяжении 10 минут, чтоб тупой зритель не забыл, что на герое маяк. Короче - снято всрато, но всем нравится) Рейтинг 8-9. Ностальгия, че. Но на одно действительно любо смотреть - на пустой Петербург. Без пробок, курьеров и наглых таксистов. Но об этом в следующий раз!

Теги других блогов: фильмы критика анализ